Теория государства
Общенаучные методы познания государства и права Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на
материалистический подход,согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества. Философской основой теории государства и права служит
диалектический метод,т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: • переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); • закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); • закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности). Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений. К философским законам и категориям непосредственно примыкает
метод восхождения от абстрактного к конкретномуи
от конкретного к абстрактному.Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм.
|